Лекции и мастер-классы немецких экспертов продолжаются: итоги второго дня

77

 

7 февраля в Белорусском государственном педагогическом университете продолжилась серия лекций и мастер-классов немецких экспертов, которые помогли ответить участникам искать свои ответы на вопрос:  как образование может внести свой вклад в достижение 17-ти Целей устойчивого развития (ЦУР)?

«Вначале я хотел бы сказать, почему мы говорим об устойчивом развитии и неустойчивости? Почему и как появились Цели устойчивого развития. Вот, например, концепция 2009 года, которая вводит понятие «планетарные границы» и показывает к чему приводит деятельность людей, выводящие возможность жизни на Земле за эти границы. Проблем, которые связны с нарушением окружающей среды, много. Здесь можно видеть, что человечество своими действиями уже сегодня нарушает пределы условий, необходимых для жизни людей, безвозвратно тратит ресурсы жизни наших внуков. Как следствие мы имеем дело не только с ЭКО проблемами, а также с потреблением, нищетой, экономикой», – так начал свое выступление профессор Марко Рикманн.

111

В 2015 году мировым сообществом были приняты 17 Целей устойчивого развития, которые пришли на смену Целям развития тысячелетия (2000-2015). При утверждении ЦУР дискуссия и открытое общественное обсуждение проходили по всему миру. Новые ЦУР равнозначны для всего мира, а не только для стран Африки.


«С точки зрения этого изменилось и видение моей страны: если раньше Германия считалась развитой страной, то в свете ЦУР стало понятно, что нам нужно ещё многое сделать, – прокомментировал профессор Рикманн. – Каждая страна выбирает для себя цели, которые наиболее важны для нее. Для Германии – это климат. Для другой страны -- образование и т.д. Иногда концепция ЦУР критикуется, так как слишком обширна, но она помогает каждому сориентироваться и наметить пути развития как отдельных стран, так и всего мира».

zur

Хотя за последнее десятилетие людям удалось во всех областях развития значительно продвинуться вперед, темпы прогресса, достигнутого в прошедшие годы, недостаточны для того, чтобы достичь всех Целей в области устойчивого развития (ЦУР) и полностью решить все предусмотренные ими задачи к 2030 году.
Среди 17-ти Целей устойчивого развития есть Цель №4 – качественное образование. Задача 4.7 в ней как раз описывает образование в интересах устойчивого развития: «К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие».
«Когда мы говорим о качественном образовании в нашей стране, то мы должны понимать, что оно должно включать аспекты устойчивого развития. На мой взгляд, образование в интересах устойчивого развития – это не то, что может быть добавлено к учебным и образовательным программам. А то, что должно сквозным образом проходить в них в формате междисциплинарной социально ориентированной практики глобальной гражданственности», – заявил немецкий эксперт.
ОУР способствует формированию у всех категорий обучающихся навыков принятия обоснованных решений и разумных мер в целях обеспечения сохранности окружающей среды, экономической жизнеспособности и справедливых основ существования общества в интересах нынешнего и будущих поколений, с учетом окружающего разнообразия культур. ОУР следует понимать как неотъемлемый компонент качественного образования, присущий концепции обучения на протяжении всей жизни.

В содержание обучения педагогам рекомендуется включение в учебные программы таких критически важных аспектов, как изменение климата, биоразнообразие, уменьшение опасности стихийных бедствий, а также устойчивое потребление и производство. Это может быть интерактивное и ориентированное на интересы учащегося преподавание, обеспечивающие исследовательский, и прикладной характер обучения, нацеленный на преобразование общества.

«Мы должны менять и методы преподавания, и образовательную среду в целом так, чтобы учащийся в действии мог реализовать свои возможности. Образовательная среда должна быть такой, чтобы учащиеся было мотивированы действовать самостоятельно», – отметил профессор Университета города Фехта. Марко Рикманн презентовал участникам мастер-класса книгу, написанную коллективом авторов под его руководством «Образование в интересах достижения Целей устойчивого развития. Задачи обучения». Он рассказал, как совместно с командой профессоров выиграл тендер на написание этого пособия для ЮНЕСКО, с какими трудностями они столкнулись и как разрешили неразрешимую задачу: объединить мнение и комментарии экспертов со всего мира в одном издании.

ОУР позволяет всем быть успешными в достижении Целей устойчивого развития, используя полученные знания и навыки, которые необходимы не только для того, чтобы понять, в чем состоит смысл каждой из ЦУР. Также это необходимо для того, чтобы участвовать в осуществлении желаемых преобразований в качестве образованных и знающих граждан ОУР обеспечивает формирование ключевых компетенций, необходимых для достижения ЦУР.

ОУР связано с проявлением конкретных результатов в познавательной, социо-эмоциональной и поведенческой областях, которые необходимы для деятельности обучающихся по достижению конкретной ЦУР: 

• познавательная область результатов включает знания и мыслительные навыки, необходимые для лучшего понимания ЦУР и проблем, которые необходимо решить для их достижения;
• социально-эмоциональная область результатов содержит социальные навыки, позволяющие обучающимся сотрудничать, вести переговоры и обмениваться информацией в целях продвижения и достижения ЦУР. Сюда же входит формирование навыков рефлексии, ценности, жизненные установки и мотивация, способствующие саморазвитию обучающихся;
• поведенческая область результатов описывает деятельность компетенций.

people

«Мы говорим об исследованиях, но упускаем, что оно направлено на самого исследования, чтобы он изменил что-то в своей жизни», – открыл «мировое кафе» профессор Рикманн.

В рамках мирового кафе осмыслялось, как должно быть организовано педагогическое образование, чтобы приобретающие квалификацию педагоги и сами смогли стать субъектами устойчивого развития, и могли помочь другим быть ими. В дискуссионных группах остро стояли вопросы: как можно рассматривать образование в интересах достижения ЦУР в педагогическом образовании и что должно измениться в образовательном процессе? Педагоги пришли к совместному выводу, что студентам необходимо помогать стать агентами устойчивого развития.

Для этого необходимы стимулирование процессов самоприобретения студентами знаний и развития у себя основных компетенций устойчивого развития, таких как умение критически и системно мыслить, принимать коллективные решения и брать на себя ответственность перед нынешним и будущими поколениями. Включение общественной жизни в процесс обучения предоставляет обучающимся, независимо от возраста и формы обучения, возможность самосовершенствоваться в учении, осуществляя в жизни преобразования в обществе, в котором они живут.

Учитывая эти изменения, при изучении материалов учебных дисциплин и практик важно приучать студентов не только пользоваться информационными источниками, но и вступать в коммуникацию с непосредственными "носителями знаний" - другими исследователями и первоисточниками. В приоритете организации образовательного процесса стоит партнёрство людей, идей и действий. Сами студенты окажут себе существенную помощь в понимании и приобретении необходимых компетенций устойчивого развития, если, изучая какие-то явления, одновременно выступят и их популяризаторами среди других людей. Поэтому большую роль для студентов педагогического университета обретает волонтерская деятельность. Важно, чтобы студенты были не только авторами инициатив, а и теми, кто их осуществляет, обеспечивая наращивание и привлечение дополнительных ресурсов. Это даст возможность в деле освоить много полезных навыков, в том числе - приобрести и финансовую грамотность.

Презентация профессора Марко Рикманна