Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития»

6 февраля в Белорусском государственном педагогическом университете началась серия мастер-классов по актуальным проблемам организации практик образования в интересах устойчивого развития (ОУР)

5

Их проводят эксперты из Федеративной Республики Германии – Mарко Рикманн, доктор педагогики, профессор университета г.Фехта и Ахим Риманн, руководитель экологической организации Janun e.V. (г.Ганновер), приглашенные Координационным центром «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ.

 

«Идеи устойчивого развития – принципиально новый этап жизни человеческой цивилизации. Постоянное улучшение качества жизни каждого и всех живущих и будущих поколений – ведущая идея устойчивого развития. Осознание этой идеи помогает по-новому взглянуть и на роль образования в современном мире: именно образование становится ключевым механизмом включения людей в процессы достижения Целей устойчивого развития», – сказал в приветственном слове Александр Жук, ректор БГПУ и Председатель совета Ассоциации «Образование для устойчивого развития.

Формирование системы образовательного сопровождения позволяет увидеть комплексность практики образования для достижения Целей устойчивого развития. Эта инновационная практика сегодня становится основой деятельности системы непрерывного образования для устойчивого развития. Поэтому визит немецких экспертов господина Марко Рикманна, доктора педагогики, профессора в области дидактики высшего образования университета г.Фехта. и господина Ахима Риманна, эксперта в области неформального образования и молодежной работы в интересах устойчивого развития, учредителя молодежной экологической организации Janun (Янун) из г.Ганновер в БГПУ особенно актуален.

 «Для нас важна возможность совместной работы с  профессором Марко Рикманном. Мы видим для себя много точек пересечения с научными интересами немецких экспертов. Это и ключевые компетенции в современном образовании, методология процессов обучения, образование в интересах устойчивого развития и глобальное обучение» – отметил Александр Иванович.

Тематическое поле первого дня мастер-классов – компетенции 21 века в университетском образовании. Марко Рикманн провел открытую лекцию «Компетентностный подход и принципы устойчивого развития (УР) в процессах преподавания и обучения в высшем образовании».

«Мы живём в постоянно меняющемся мире. Как мы можем адаптироваться к этой ситуации? Нам нужны те способности и возможности, которые помогут адаптироваться в будущем. В первую очередь компетенции приобретаются во время практической деятельности», – так начал свое выступление Марко Рикманн.

Компетенции, согласно определению Марка Рикманна – это индивидуальная предрасположенность к самоорганизации, которая включает когнитивный, эиоциональный, волевой и мотивационный компоненты, связана с взаимодействием знаний, способностей, навыков, мотивации и эмоциональной предрасположенности, способностью человека к самоорганизации в различных сложных ситуациях с учетом контекста. Компетенции формируются самой личностью – приобретается в ходе практической деятельности, на основе опыта и критического осмысления своего опыта. Именно компетенции выступают предварительным условием для самоорганизованной деятельности в конкретной ситуации.

Продолжая разговор о компетентностнном подходе и принципах устойчивого развития (УР) в процессах преподавания и обучения в высшем образовании профессор отметил, что в современном мире меняется роль преподавателя: он должен создать такую среду, в которой студенты смогут действовать самостоятельно и справляться с новыми вызовами. Обучая студентов, преподаватели должны учиться сами. Для этого необходима разработка образовательных программ с учетом компетентностного подхода. И это требование особенно актуально для подготовки педагогов – организаторов образовательных процессов на основе компетентностного подхода.

Реализация компетентностного подхода в высшем образовании – это системная практика: разработка моделей компетенций, учебных планов, руководство для студентов, компетентностный подход в образовании, системе оценивания и в системе контроля качества. В учебных планах основное внимание должно уделяться не тому, что студенты должны знать (знания) а тому, что они смогут делать (компетенции).

В университетах следует создать условия для процессов преподавания и обучения, которые будут способствовать самоорганизованному обучению, эмпирическому обучению, активному деятельному обучению, проектно-ориентированное обучение, обучение в практике путём участия в социально-значимой деятельности, обучение путем участия в совместных исследования (как в проекте «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных практик в региональные процессы устойчивого развития»).

Ключевые компетенции в области устойчивого развития, согласно исследованиям профессора Рикманна – это компетенции:

  • системного мышления (умение мыслить комплексно, видеть связь факторов как экологических, так и экономических);
  • межличностного взаимодействия (умение договариваться и действовать сообща, разрешать конфликты);
  • прогностирования (видеть разные сценарии, уметь видеть что будет);
  • стартегического видения (видение будущего, которое мы хотим достичь);
  • ориентации в правовом поле (с учетом этических императивов в обществе).

Результаты исследования, проведённого Марко Рикманном в ходе подготовки его исследовательской диссертации, позволили с помощью метода Дельфи выявить 12 ключевых компетенций, имеющих важное значение для устойчивого развития (первые три наиболее важные). Эксперты из Германии, США, Эквадор, Мексики, Перу определили четыре наиболее важные из них:

  • Компетенция системного мышления и умение действовать в сложных условиях;
  • Прогностическая компетенция;
  • Компетенция критического мышления;
  • Компетенция экологически- и социально-ответственного поведения;
  • Компетенция сотрудничества в (неоднородных) группах;
  • Компетенция включенного участия;
  • Компетенция сопереживания и умение менять перспективу;
  • Компетенция междисциплинарной работы;
  • Коммуникативная компетенция и умение использовать медиаресурсы;
  • Компетенция планирования и реализации инновационных проектов;
  • Компетенция оценивания;
  • Компетенция толерантности по отношению к неопределенности и тревожности.

«Сейчас мы живем в обществе информации и знаний, в более динамичных условиях, нестабильности и неопределенности. Также существуют более сложные и многомерные проблемы международного масштаба, и нам необходимо уметь адаптироваться к новым и разнообразным условиям в профессиональной и социальной сфере и развивать способности к самоорганизации, – добавил в заключение Марко Рикманн. – Задача современных преподавателей состоит в фасилитации процесса, формировании компетенций, а также в применении разнообразных компетентностно-ориентированных форм и методов преподавания и обучения.

Сейчас у преподавателей существует наличие внутреннего противоречия между преподаванием теоретических основ и ориентацией на действие. Необходимо повысить квалификацию учителей как организаторов таких условий для обучения, в которых студенты могли бы совершенствовать свои компетенции».

В состоявшемся после лекции семинаре-практикуме «Компетенции XXI века в высшем педагогическом образовании: дидактические принципы и методы» приняли участие профессора и преподаватели Белорусского государственного педагогического университета и других учреждений высшего и последипломного образования. Участники сформировали 10 групп по 6-7 человек и обсудили следующие вопросы:

  • Какие общие компетенции следует развивать у студентов – будущих педагогов?
  • Как можно сформировать эти компетенции в рамках учебных программ БГПУ?

По итогам обсуждения участники мастер-класса разработали модель подготовки педагогов на основе компетентностного подхода, идеи новых объединяющих курсов, в рамках которых они могли бы развивать свои компетенции.

Параллельно семинару-практикуму состоялся  мастер-класс Ахима Риманна на тему: «Что такое «глобальное потепление» и как мы можем изменить ситуацию». Руководитель молодежной экологической организации «Янун» г.Ганновер не только рассказал о методиках неформального образования, но и показал, как при их помощи приобщить детей к современным экологическим проблемам. Участники рассмотрели влияния производства продуктов питания на окружающую среду. Были рассмотрены несколько продуктов (мясо, молоко, хлеб, яйца, фрукты и овощи). Участникам мастер-класса было предложено расставить их в порядке воздействия на окружающую среду, а именно сколько выделяется СО2 при их производстве.

Вторая часть была посвящена исследованию влияния транспорта на атмосферу. Здесь участники почувствовали себя «самолетами, поездами, автомобилями и автобусами», которые совершали путешествие. Они сумели определить, какой вид транспорта является более экологичным и почему.

Как отметил Ахим Риманн, подобные методики позволяют быстрее и проще воспринимать сложный экологически-ориентированный материал, менять локацию проведения занятий (например, проводить их как на оживленном городском вокзале, так и в супермаркетах), прививают людям культуру рационального потребления и ответственного выбора.

1  2  4  4 3